МЕСТО ВСТРЕЧИ РЕХЛИНЦЕВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МЕСТО ВСТРЕЧИ РЕХЛИНЦЕВ » ВОСПОМИНАНИЯ » Россия и Германия. Страницы общей истории...


Россия и Германия. Страницы общей истории...

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://s4.uploads.ru/t/s58Lb.jpg

В России продолжается Год Германии. Он начался прошедшим летом и продлится до конца 2013-го. Одновременно с ним проходит Год России в Германии. Практически каждый день в двух странах проходит одно или несколько посвященных этому мероприятий. Одна из их главных тем — наша общая история.

История вопроса

Как известно, после окончания Великой Отечественной войны в Германии остались советские войска. До образования ГДР в 1949 году эта группировка носила название Группа советских оккупационных войск. В 1949 году из названия исчезло слово «оккупационных», а в 1989 ее переименовали в Западную группу войск (ЗГВ). После объединения Германии в 1990 начался вывод советских войск, и спустя несколько лет ЗГВ прекратила свое существование.

Это было крупнейшее войсковое объединение советских войск, дислоцированное в непосредственной близости от вооружённых сил НАТО. Численность личного состава превышала полмиллиона человек, а всего за без малого 50 лет здесь успели послужить свыше 8 миллионов граждан СССР.

Магдебург, Гюзен, Висмар, Потсдам, Лихен — по всей стране в больших и малых городах и вокруг них стояли советские военные части. Офицеры приезжали в ГДР с женами и детьми, а многие «рожали» прямо по месту службы. У сотен тысяч прежде советских, а теперь — российских, украинских, молдавских и прочих граждан в графе «место рождения» в паспорте указана Германская Демократическая Республика. В большинстве случаев это дети военных.

В конце 40-х в немецком Эберсвальде вместе с папой-военным жил юный Володя Высоцкий. В ГДР с 60-х начинал свою карьеру солист Ансамбля песни и пляски Лев Лещенко. Примерно тогда же здесь проходил службу будущий лидер Компартии, но не советской, а российской — Геннадий Зюганов. В Дрездене родилась одна из дочерей Владимира Путина Катерина — с 1985 по 1990 ее разведчик-отец работал в ГДР.

Генеральская улица

«Мы дети военных. А куда пошлет Родина, там и будут рожать!» — пишет один из «рожденных в ГДР». Некоторые из этих уже взрослых людей находят друг друга в соцсетях и вспоминают свое «немецко-советское» детство. Истории довольно похожие:
«Отец служил с 82-го по 87 -й год под Лейпцигом».
«Папа служил в Лейпциге. В 87-м приехали, в 88-м я родилась, в 91-м брат мой, а потом уехали».
«У меня папа служил в Стендале (вертолётчик), причём он там был 2 раза. Вот во второй раз я и родилась. А были мы там с 88-го по 92-й».
«А вот меня угораздило в 85-м в Магдебурге родиться. Потом самолет на Красной площади, и потом мы всей семьей в Бурятию перебрались — спасибо Русту. Сейчас опять к границе подбираюсь — живу в 28 километрах от российско-эстонской границы. Да в принципе и до Финляндии недалеко. А там шенген, и здравствуй, место рождения!»

Татьяне 43 года, сейчас она — успешный медиа-менеджер, живет и работает в Москве. Татьяна родилась в семье военного, который служил в Группе советских войск. В Германии она жила с 1976 по 1980. Здесь она пошла в первый класс и проучилась до пятого.

Татьяна: «Жила в городе Нойруппин. Там стояла наша дивизия, в самом городе располагался ее штаб. Улицу, на которой жили семьи офицеров из штаба дивизии и начальники главных служб, мы так и называли — Генеральская. На самом деле она называется Блюхер-Штрассе. В городе была школа для „русских“. Детей из окрестных военных городков привозили на автобусах. Был Дом офицеров, музыкальная школа. Раз в год мы уезжали в отпуск, это называлось „поехать в Союз“. Отправлялись из Вюнсдорфа. В этом небольшом городе были две платформы только для советских граждан — оттуда шли поезда в Москву. Папа отслужил 5 лет — и уехали».

Недавно Татьяна с мужем совершили туристическую поездку в Германию. Супруг (кстати, он тоже из семьи военных, и его детство тоже частично прошло в ГДР) организовал поездку по местам детских воспоминаний.

Татьяна: «Дом наш с трудом узнала: его капитально отремонтировали. Я бы и не узнала, если бы не нашла за домом в кустах шпалы. Рельсы они сняли, а шпалы оставили. У нас раньше за домом узкоколейка была. В Доме офицеров немцы устроили какой-то медицинский центр. Рядом — и сейчас ухоженное небольшое кладбище советских воинов-освободителей».

Побывали и в Вюнсдорфе — городе, где в детстве жил муж Татьяны. Именно здесь располагался штаб Группы советских войск. Здесь жили до 60 000 советских военных и членов их семей, а граждан ГДР в этот город практически не пускали.

Татьяна: «Вот там, конечно, разруха. Особенно удручающее впечатление от школы. Такие хорошие здания деревьями и травой заросли! Все заброшенное, как будто человечество вымерло. Вообще немцы — хозяйственные ребята. Чтоб такие помещения у них пустовали — это странно… А Дом офицеров — это явно был дворец какой-то раньше, там деревья старинные на территории — выставлен на аукцион. И здание штаба бывшего тоже».

«Грабь Германию»

Другую нашу героиню тоже зовут Татьяна. Она жила в ГДР вместе с мужем-офицером. Сейчас Татьяна — пенсионерка. Супруг умер в начале 90-х.

Татьяна: «В ГДР мужа отправили в августе 1968 года. Он закончил институт иностранных языков имени Мориса Тореза, переводческий факультет, и весь выпуск отдали в распоряжение Министерства обороны. Впервые форму лейтенанта он надел в день отъезда, впервые в жизни отдал честь — на перроне Белорусского вокзала. Там же мы впервые увидели огромные чемоданы, с которыми возвращались военные из отпуска. Их в шутку называли „Грабь Германию“.

За полгода до отъезда в Германию у нас родился сын. У нас была одна комната в 3-комнатной квартире. Окна выходили на гору (название не помню), на которой расположен Бухенвальд. Переводчики, которые начали работать в ГДР раньше нас, рассказывали, что до 1962 года на территории Бухенвальда еще стояли бараки, а позднее их снесли и эти места засыпали щебенкой. Все местные жители в нашем городке в один голос говорили о том, что о зверствах в Бухенвальде во время войны ничего не знали.

С товарами и продуктами было, конечно, лучше, чем в Союзе, но не так радужно, как рассказывают некоторые. Накануне привоза товаров в магазин жены военных занимали очередь еще с вечера.

Я была первой женщиной в нашем городке, которая вместе с мужем стала ходить в гаштет (немецкую пивную). Как-то не принято было это.

Когда уезжали из Германии, заполнять выданный контейнер нам было нечем — были только книги. Так что „Грабь Германию“ у нас не получилось. А вот наша соседка, у которой сын тогда еще даже не ходил в школу, заготовила ему обуви аж до 18-летия. Вот такая была жизнь».

Атом мирный и не очень

Были в ГДР и другие места «компактного проживания» советских граждан. Так, на востоке страны, в Рудных горах, с конца 40-х до конца 80-х в обстановке строгой секретности работал добывающий и горнообогатительный комбинат «Висмут». Здесь добывали урановую руду для атомной бомбы СССР. Наряду с ураном из «братской» Чехословакии немецкий уран долгое время играл ключевую роль в советской ядерной программе.

Поначалу советские граждане занимали все руководящие должности в правлении, на рудниках, обогатительных фабриках и в лабораториях, а немцам отдали рабочие специальности. Хотя говорят, что под землей работали и советские солдаты. С середины 50-х германские специалисты (как правило, получившие высшее образование в СССР) стали появляться среди инженерно-технического персонала.

«Висмут» был крупнейшим в Европе и одним из крупнейших в мире производителей урана. На его предприятиях работало около 50 тысяч человек, из них около 20 — собственно на горнодобывающих предприятиях и обогатительных фабриках. У «Висмута» были собственные производственные школы, поликлиники и другие учреждения.

В 90-х на месте бывших карьеров начали рекультивацию земель. Опасное «наследство» СССР — радиоактивные отходы — немцы вернули России.

Успели советские специалисты поучаствовать и в строительстве нескольких атомных станций в ГДР. Самым грандиозным проектом должен был стать «Штендаль» — АЭС в 100 километрах от Берлина. Здесь должна была появиться крупнейшая электростанция Восточной и Западной Германии. Строить начали в 1982, а закончили в 1991, так и не запустив ни одного энергоблока. Реализовать амбициозный план помешало объединение Германии: «восточные» станции не соответствовали принятым в ФРГ более жестким стандартам безопасности. Тогда же, в начале 90-х, были закрыты и две другие работавшие на советских реакторах восточноевропейские АЭС: «Грайфсвальд» (она же «Норд», построена в 70-х годах) и «Райнсберг», работавшая с 60-х годов.

+1

2

http://www.ntv.ru/video/novosti/325609/

0


Вы здесь » МЕСТО ВСТРЕЧИ РЕХЛИНЦЕВ » ВОСПОМИНАНИЯ » Россия и Германия. Страницы общей истории...