В июле месяце меня как-то отправили в наряд, дежурным по роте. После отбоя в роту заходит помощник дежурного по части, сверхсрочник, старший сержант Кияшко и начинает у меня допытываться, на ходу ли моя машина. После утвердительного ответа предлагает мне через часик съездить кое-куда. Я уже догадываюсь, куда, и тут же соглашаюсь. Часов в 11 вечера, когда все уже давно спали, заходит Кияшко, и мы идем в автопарк. Я завожу машину, нас беспрепятственно выпускают, и мы через КПП выезжаем и едем в сторону Рехлина. Но едем не к КПП, а поворачиваем вправо и едем по дороге вдоль городка. Останавливаемся около запасных ворот, которые открывались только по тревоге, когда автобат снимался с колодок. Кияшко перелазит через ворота и исчезает. Стою, жду. Минут через двадцать через забор лезут уже двое. Садятся в кабину, смотрю, дежурный по штабу капитан Речкалов. Они оба при портупеях и пистолетах, я с большим штыком от СВТ. У всех на рукавах красные повязки. Дают команду ехать в сторону Ретцова, я гордо докладываю, что дорогу знаю. Приезжаем в Ретцов, который стоит на опушке леса, а гаштет вообще раположен между деревьев. Заходим, в зале полно немцев, они гуляют – на столах пиво, и кое у кого даже стоят рюмочки-доппели с корном. Сидят, разговаривают, играют в карты. Когда мы вошли, все притихли и смотрят на нас. Мы же все с оружием, с повязками на рукавах. Речкалов подходит к стойке, заказывает у хозяйки «айн корн», та подумала, что геноссе оффицир решил выпить доппель, но тот поправляется – «айн флашен корн». Она достает бутылку емкостью 0,8 литра. Капитан расплачивается, требует пивные кружки, разливает в них поровну всю бутылку, просит у хозяйки что-либо закусить, та подает сосиски, каждую на картонной тарелочке. Мы чокаемся, залпом выпиваем водку, и, жуя на ходу сосиски, идем на выход. По дороге Речкалов приказывает пройти по одной половице, и мне это вполне удается. Довозим капитана до ворот, он перелазит через них, а мы благополучно прибываем на аэродром.
Вообще капитан Речкалов мне запомнился как очень порядочный и, просто, хороший человек. Он заведовал на аэродроме складом авиационных запчастей, мне с ним приходилось частенько общаться – часто авиатехники просили меня смотаться на склад и привезти какую-либо запчасть. Он был уже в годах в то время – лет 45, воевал. Я как-то, еще зимой, попросил у него кое-что со склада – контакторы, самолетные тумблеры, сигнальные лампочки с арматурой. Он поинтересовался, зачем это мне, я же пояснил, что у меня в кузове масса всякого электрооборудования, стоит с десяток авиационных аккумуляторов, и возникла идея взять оттуда 27 вольт и подавать их на стартер автомобиля, который в мороз еле-еле крутил двигатель, и была проблема заводить машину утром. Он мне все дал беспрекословно, записал расход на какие-то самолеты. Я осуществил эту идею, и все прекрасно работало – в мороз я нажимал на кнопочку, спрятанную за противосолнечным козырьком, и двигатель с визгом заводился в любой мороз. Электрической и механической прочности стартера вполне хватило на это, он ни разу не подвел.
Вообще-то в Ретцов, как магнитом, тянуло многих. Отправили нас однажды всем взводом в караул. Такие мероприятия, как я уже писал, обычно проводились под какой-нибудь праздник, чтобы дать отдых роте охраны. Дело было 17 августа, потому что 18 августа был день авиации. В те времена не было практики приурочивать профессиональные праздники под выходные, поэтому 18 августа всегда было для нас праздником, ну, как Новый Год 31 декабря. Стоим мы уже в строю, около казармы, вот-вот начнется инструктаж и развод, а начальника караула – нашего комвзвода, старшего лейтенанта Карташова нигде нет. Потом смотрим, со стороны Ретцова, пересекая весь аэродром по диагонали, плетется какая-то фигурка. Подошел поближе – смотрим, наш старлей, в дымину пьяный, в полевой форме и с кобурой. Наш замкомвзвода, Петя Алексеев, дает команду мне и еще одному, стоящим на правом фланге, под ручки отбуксировать Карташова в умывальник, в казарму. Там он собственноручно его раздел, взял в руки шланг и давай его отливать холодной водой. Через несколько минут его одели, он уже вполне держался на ногах, правда был несколько остекленевший. На развод мы успели буквально в последнюю минуту.
Предыдущие дни авиации мне запомнились тем, что нас строили всех на стадионе в Рехлине, перед нами выступало гарнизонное начальство, а потом мы торжественным маршем проходили мимо трибуны. Собственного духового оркестра у нас тогда не было, и я не знаю, был ли он после. Поэтому всегда приглашали духовой оркестр из Нейруппина, где располагался штаб танковой дивизии. После нашего прохождения маршировал этот оркестр, давая по части строевой подготовки сто очков вперед. Затем начинался футбольный матч с немцами. Немцы были уже взрослые пузатые мужики, а вратарь их, вообще весом более центнера, но прыгал, как надувной шарик. Согласно законам политкорректности, матч заканчивался вничью, после чего немцев приглашали в дом офицеров, куда нам дорога была заказана. Для всех в этот день официально было разрешено покупать и пить пиво, для этой цели на стадионе работал выездной буфет, где можно было, кроме пива, купить бананы (которые я впервые увидел именно там) и пропустить лапоть под газировку. Правда, с деньгами у нас была всегда напряженка, поэтому особо не разгуляешься. Так что, как проходит день авиации в Лерце, мне не пришлось видеть, так как я стоял в карауле, а в Рехлине он проходил оба раза приблизительно одинаково.
3 сентября наступил приказ о демобилизации, который мы дожидались три года, вычеркивая каждый прошедший день из календаря. За сто дней до приказа перед отбоем исполнялся следующий ритуал – перед портретом министра обороны, который висел в каждой казарме, ставилась тумбочка, молодой залезал на нее с тряпкой, тщательно протирал портрет, поворачивался, и по стойке «смирно» орал: - «Товарищи старики, до приказа осталось столько-то дней!». Мы прослужили почти весь срок с маршалом Малиновским, он нам казался уже каким-то своим дедушкой, мы его терли и орали старослужащим, но он весной помер, и для нас этот ритуал исполнялся уже с портретом маршала Гречко, надменно смотрящего на нас.
Мы уже перешли на четвертый год службы, нас уже не трогали и в наряды не посылали. Но обслуживание полетов было за нами, поскольку машины были закреплены за нами, и мы были самые опытные. В конце сентября, на полетах, рано утром, как обычно, проходила предполетная подготовка. После нее выпустили спарку, и наступило некоторое затишье. Я заехал сзади за стоящий зачехленный самолет, который сегодня летать не должен был, и завалился спать. Через некоторое время сквозь сон чувствую, что сильно потеплело и воняет отработавшими газами. Просыпаюсь – смотрю, самолет расчехлен, стоит сбоку другая АПА, и самолет уже завелся и набирает обороты. Я никогда еще так близко не видел сопло работающего двигателя – как будто внутри горит большая газовая горелка. Первой мыслью – машину завести и отъехать! Но двигатель уже остыл и сразу не завелся. В кабине уже невозможно находиться. Хватило ума не открывать свою дверь, выскочил через пассажирскую и с многоэтажной лексикой кинулся к кабине самолета. Техник, прогазовывавший самолет, очнулся, оглянулся, и стал глушить двигатель, который, к счастью, еще не вышел на большие обороты. Подхожу к своей машине – капот весь пошел пузырями, зеркало заднего вида с пластмассовой окантовкой оплавилось, в общем, ужас! Добиваюсь у техника и механиков – где у них были глаза, когда они расчехляли самолет – я же стою в полутора метрах от сопла. Достаточно было слегка стукнуть по кабине и я бы мгновенно проснулся. Нас всегда так будили. На аэродроме страшный шум от работающих двигателей и взлетающих самолетов, но нам он не мешал. А вот достаточно слегка стукнуть по кабине, и мы подскакивали. В общем, у техника с механиками не нашлось, чего сказать, а я поехал сдаваться к начальству. Командир взвода поругался для порядка, и отправил меня в Рехлин, в мастерскую - ПАРМ, перекрашивать кабину. На самой кабине пузырей было немного, я их только хорошо зачистил наждачной бумагой, а капот пострадал сильно. Вольнонаемный слесарь посоветовал мне взять паяльную лампу и обжечь всю краску начисто. Открутил я капот, притащил его на мойку, разжег лампу и принялся за дело. Обжечь всю краску оказалось делом кропотливым – капот достаточно большой, лампа прогревает небольшое пятно, которое я обдираю железной щеткой, потом опять нагреваю, чтобы дожечь огрехи и т.д. Процесс длительный, я увлекся, закурил, и работаю, ничего вокруг не замечая. Вдруг, слышу над собой как бы сдавленный лай. Поднимаю голову – стоит начальник автослужбы, майор Максименко, у которого от возмущения перехватило голос. Я подскакиваю, отдаю честь и поясняю свою задачу. У него прорезается голос, и он начинает на меня орать. В оправдание пытаюсь сказать, что специально капот притащил на мойку, где кругом вода и гореть совершенно нечему. Потом понимаю, что паяльная лампа ни при чем, это он увидел, что я еще и курю. Наоравшись, требует у меня права и прокалывает мне вторую дырку в талоне предупреждений. Срок действия таких дырок был ограничен, но две почти сразу – одна за езду по аэродрому со скоростью более 5 км/час, а вторая за курение – это было уже слишком. Потом на гражданке, гаишники, видя две дырки, представляли, что имеют дело со злостным нарушителем, прокалывали третью, правда, первые две уже были недействительны. Пришлось потом менять талон предупреждений, после чего я уже не был злостным нарушителем.
После полученной дырки я закончил обжигать капот, на что уже Максименко не обращал внимание. Кабину покрасили, машина стала смотреться еще лучше, чем была, и я возвратился на аэродром.